Комбинированные способы гипнотизации.
Их достаточно много, поэтому следует отметить самые известные и наиболее успешно применяемые в психотерапевтической практике. П.Т.Буль (1974) сводит их к трем группам, в зависимости от воздействия на определенный анализатор с подкреплением словесными внушениями.
I группа объединяет все методы, в которых воздействие на зрительный анализатор сочетается со словесными внушениями сонливого состояния. Эта группа особенно показана пациентам, у которых более тормозима 1-ая сигнальная система: лицам с психастеническим характерологическим радикалом (И.В.Стрельчук, 1953), мальчикам и девочкам с "магическим" настроем на гипноз (А.И.Захаров, 1982), людям, которые стремятся говорить, используя аудиальные языковые паттерны (Вилл Макдональд, 1994).
К этой группе относятся следующие способы:
1. Метод фасцинации (завораживания) или способ аббата Фариа.
Действия врача и пациента: Пациент сидит (или лежит) на расстоянии 0,5 м от врача и смотрит ему в глаза. Врач, чтобы его глаза не утомлялись, смотрит в переносицу больного, аккомодируя взор в бесконечность. Взгляд врача пронизывающе-отрешен и завораживает впечатлительного пациента, который чувствует утомление глаз и тяжесть век, обычно возникающие в течение 1-2-3 мин. Параллельно затуманиваются глаза (лицо) самого врача, который может испытывать подобные ощущения и при этом внушать пациенту: "Ваши веки тяжелеют, изображение моих глаз, лица - затуманивается. Веки стали тяжелыми!". Как только зрачки больного расширились, проводится внушение громким голосом: "Спать!" или внушается непреодолимая тяжесть век: "Если глаза устали, а веки потяжелели - можете закрыть глаза!".
И если они действительно закрылись, то громким голосом внушается: "Спать!"
Комментарий: При этой тактике желательно врачу не моргать в течение всего периода фиксации взора до тех пор, пока глаза пациента не закроются. Если же врач замечает, что его глаза утомляются и готовы закрыться, то можно это сделать, стараясь "присоединиться" к морганию самого пациента. Немигающий взор врача и создает магический настрой пациента, завораживая его. Если пациент находится в возбужденном состоянии, может смотреть долго и глаза его не утомляются, а силы врача на исходе, вот-вот он сам закроет глаза, можно использовать это противодействие или помеху, наоборот, для успешного погружения в гипноз. Внушить, что взгляд пациента настолько застыл, что теперь он не сможет сам закрыть глаза. В этот момент, как правило, пациент делает наоборот, - он закрывает глаза. Чего врач и ждет от него. Далее можно внушить, что пациент не будет спать и может не слушать врача, а думать о чем-то своем. Главное, чтобы пациенту было удобно и хорошо так сидеть или лежать и чтобы этот сеанс помог ему расслабиться, успокоиться, и прошли все его болезни или симптомы болезни и т.д. Пациент невольно воспринимает эти положительные для него внушения, создается раппорт и далее можно внушить те образы, представление которых приятно, свойственно пациенту, вставляя (присоединяя) классические формулы гипнотизации, соединяя их с противопатогенными.
2. Утомление глаз при взгляде на блестящий предмет (способ Брэда).
Действия врача и пациента: Врач усаживается рядом с пациентом, который сидит или лежит, фиксируя свой взгляд на блестящем предмете (стеклянном или металлическом шарике, укрепленном на стержне или ручке). Врач этот предмет держит на расстоянии 10-15 см от глаз больного или в одном положении, или постепенно опуская вниз. При этом проводятся словесные подкрепления-внушения следующего содержания: "Ваши глаза утомляются, веки тяжелеют, будто наливаются свинцом... и от этого веки опускаются все больше (ниже) и больше (ниже). И вы по мере опускания век вниз будете все глубже и глубже погружаться в целебный сон!.."
Комментарий: Этот способ гипнотизации в отличие от метода фасцинации не утомляет глаза самого врача и позволяет удлинять по времени фиксацию взгляда пациента на блестящем предмете. Особенно, если пациент при фиксации способен подолгу смотреть без утомления в глаза врачу. Есть ряд пациентов, которые отказываются от метода фасцинации, объясняя это тем, что "стесняются смотреть в глаза врача при гипнотизации", но соглашаются фиксировать взгляд на блестящем предмете. Во внушениях делается ударение на ключевых словах ("утомление", "тяжесть", "больше", "глубже", "сон" и т.п.), с помощью которых усиливается гипнотическое состояние. Постепенное изменение положения шарика способствует опусканию век с ощущением в них тяжести, с чувством усталости глаз, что соответствует и содержанию формул внушения. Это, в свою очередь, усиливает впечатление больного об изменении в его состоянии, сознании, благодаря силе всех действий врача. Если у пациента обнаруживается небольшое подергивание или движение век (или дрожание ресниц) и он еще в состоянии самостоятельно двигать руками, ногами, то следует использовать словесные внушения в соответствии с 1 этапом гипнотического сеанса (метод спокойной гипнотизации). Это бывает при поверхностном гипнотическом состоянии или тогда, когда пациент страдает невротическим тиком в виде частого моргания. В этом случае есть необходимость продлить словесные внушения, чтобы все движения в покое прекратились.
3. Шоковое погружение в гипнотическое состояние (способ Шарко) с воздействием на зрение.
Действия врача и пациента: Неожиданно для пациента возникает в поле его зрения яркая вспышка (например, фотовспышка) света, которую регулирует врач, одновременно проводя самую короткую формулу внушения, произнося громко и быстро: "Спать!"
Комментарий: Здесь важен, особенно в первый раз, элемент неожиданности, быстрота и сила внушения одновременно со вспышкой света. После погружения в гипноз можно проводить лечебные внушения в соответствии со 2 этапом гипнотического сеанса (2 этап "гипнотической песни").
4. Гипнотизация светящимся предметом, который медленно вращается.
Этот предмет может быть горящей свечой, фонарем или специальным техническим
средством (так называемый "гипнотрон").
Действия врача и пациента: Пациент фиксирует внимание на пламени свечи или свете от фонаря. Врач двигает одним из этих предметов сверху вниз, справа налево или кругами, что вызывает у больного утомление глаз. Все это подкрепляется словесными внушениями, как и в предыдущем случае.
Комментарий: Более традиционно использовать свет от горящей свечи, особенно на фоне затемненного кабинета. Это придает таинственность в воображении пациента, завораживает его.
II группа. Словесные внушения с одновременным воздействием на слуховой анализатор звуков музыки, некоторых музыкальных инструментов, шумовых эффектов.
В отличие от методов I группы, эти способы гипнотизации показаны для пациентов, у которых более тормозима 2-ая сигнальная система: лицам с истерическим характерологическим радикалом или страдающим истерией (И.В.Стрельчук, 1953), людям, которые стремятся говорить, используя визуальные языковые паттерны (Вилл Макдональд, 1994).
Эту группу следует разделить на две подгруппы в зависимости от быстроты и силы воздействия звуков и словесных внушений на слуховой аппарат.
1. К первой можно отнести воздействие музыки в спокойно-минорных тонах с "мягким" ритмом и консонсами, действующей седативно (Herrer, 1936; А.С.Брусиловский, 1985) и, тем самым, способствующей погружению в гипноз. На фоне такой музыки в тональность ее одновременно проводятся словесные внушения в соответствии со всеми этапами метода спокойной гипнотизации ("гипнотическая песня"). При внушении каких-то образов, представлений (например, картин природы: лес, море и т.п.), реализующихся в виде галлюцинаций в гипнотическом сомнамбулизме, можно использовать одновременно природные звуки: шелест листьев или пение птиц в лесу, шум прибоя или дождя. Мною замечено, что достаточно эффективно гипнотически действует музыка Клауса Шульца и мелодия "Anugama".
Вместо музыки можно использовать звук метронома в медленном ритме в течение 10-15 минут. За это время пациент утомляется - убаюкивается звуками метронома. Затем проводятся словесные внушения. Метроном далее звучит только в паузах между внушениями. Во время спокойной словесной гипнотизации с метрономом можно периодически пробуждать пациента (дробный или фракционный способ гипнотизации Фохта) с целью выяснения его ощущений во время проведения гипнотического сеанса. Более подробно эту технику гипнотизации можно проиллюстрировать следующим образом.
Действия врача и пациента: Врач, периодически пробуждая пациента во время гипносеанса, выясняет его ощущения при гипнотизации (например, ощущение тяжести и тепла в конечностях или легкости во всем теле) или помехи (мешающие факторы - например, "мешает наплыв мыслей и трудно сконцентрировать внимание на словесных внушениях" или неудобное положение) к погружению в гипноз. Выяснив все это, гипнотерапевт корректирует в следующем сеансе (или продолжая этот же сеанс) условия проведения гипнотизации и формулы внушения для данного пациента. Кроме того, периодически внушается, что каждый следующий сеанс будет действовать сильнее и эффективность станет высокой.
Комментарий: Эта техника (методика) великолепно помогает диагностировать стадии гипноза, выявить помехи при гипнотизации. И, используя индивидуальные (личностные) особенности пациента, можно составить для него соответствующие формулы внушения в "гипнотической песне", например, пациент астенического склада, сидя в кресле, может при расслаблении не ощутить тяжесть и тепло (особенно, если у него склонность к пониженному давлению), а, наоборот, руки могут стать холодными и легкими. Выяснив это в процессе гипнотизации, можно сразу же уложить его на кушетку, укрыв одеялом (предварительно под ноги положив мягкий валик) и, продолжая гипнотизацию, внушить состояние расслабленности, покоя, тепла и тяжести в руках. Все это поможет реализовать внушения и, тем самым, усилит гипнотическое состояние и укрепит веру в силу гипнотического воздействия гипнотерапевта. Н.К.Боголепов (1936) отмечал, что при выборе метода гипнотизации важно учитывать состояние вегетативной нервной системы больного. Субъекты, у которых при переходе в горизонтальное положение наступает замедление пульса, лучше поддаются гипнотизированию в горизонтальном положении. Люди, у которых имеется явно выраженный симптом Ортнера (замедление пульса при запрокидывании головы назад), лучше поддаются гипнотизированию в полусидячем положении с откинутой назад головой.
Звучание метронома можно использовать при гипнотизации с открыванием и закрыванием глаз больного. На один стук метронома пациент закрывает глаза, а на другой открывает. Это делается в течение 5-15 минут. За это время происходит утомление глаз пациента: он все медленнее их открывает… и, наконец, глаза закрыты, и он только водит бровями. Тогда врач проводит словесное внушение в соответствии со 2 и 3 этапом метода спокойной гипнотизации.
2. Во 2-ой подгруппе (шоковый способ Шарко) звуки производятся неожиданно для больного, быстро и громко (резкое звучание гонга, барабана или выстрел пистолета с одновременным внушением "спать!"), что способствует быстрому (шоковому) погружению в гипноз. Этот способ больше приемлем для пациентов с истерическими симптомами, обнаруживающих в ККГ сомнамбулическую стадию.
III группа. Воздействие на кожный анализатор с подкреплением словесными внушениями.
1. Пассы (от латинского passus - шаг, движение) - плавные движения открытой теплой
ладони над телом гипнотизируемого (на расстоянии 2-4 см).
Действия врача и пациента: Перед проведением пассов необходимо разогреть ладони: потереть быстро их, или, не прикасаясь, быстрыми движениями приближать их друг к другу до ощущения давления напряженного воздуха между ладонями. Идущая от ладони тепловая (и, по-видимому, биоэнергетическая) волна способствует расслаблению мышц больного, снятию нервной напряженности, успокоению, усыплению, а некоторых - постепенно завораживает. Параллельно этому или последовательно можно включить словесные внушения в соответствии с "гипнотической песней".
Комментарий: Эти действия врача должны сопровождаться мышечным напряжением в ладонях, предплечьях и груди, что создает приток крови, особенно в ладонях, которые от этого становятся теплее. Это явно ощущается на открытых участках тела пациента, особенно в области лица, груди, рук и ног.
2. Гипнотический массаж.
Действия врача и пациента: Врач теплыми, чистыми руками мягко и медленно, слегка касаясь кожи пациента, поглаживает открытые участки тела от головы до кончиков пальцев рук и ног. При первых признаках засыпания, когда пациент закрывает глаза и дыхание его становится ровным, проводятся словесные внушения в соответствии со 2 этапом гипнотического сеанса или "гипнотической песней" (2 часть).
Комментарий: Это достаточно хорошо способствует гипнотизации в тех случаях, когда пациент во враче видит как бы своего авторитетного любимого руководителя (отца или мать). В психоанализе это соответствует понятию переноса. Если же поглаживания нарушают душевный покой (а это чаще всего бывает с пациентом противоположного пола), то следует прекратить "массаж" и использовать другие методы.