Главная | Блог | Гипнотерапия психопатологических расстройств у детей и подростков

Гипнотерапия психопатологических расстройств у детей и подростков

Лектор – Салынцев Игорь Всеволодович, кандидат медицинских наук, доцент КАФЕДРЫ ПСИХИАТРИИ,ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ ФНМО МИ РУДН
Термин «гипноз»
Гипноз (от лат.:hypnos – сон) – особое состояние, отличающееся как от сна, так и от бордрствования, при котором открывается доступ в бессознательное человека.
Гипносуггестивная психотерапия – метод лечения,где используется гипнотическое состояние пациента и специальные внушения (суггестии, от латинского,- suggestio:внушение) на всех этапах гипнотического сеанса.

История гипноза – может начинаться, на сегодняшний день, с найденных на юге Франции наскальных фресок (возраст-35 тыс.лет до н.э.), где изображены шаман и группа людей в трансовом состоянии, а описание гинотического состояния найдена в папирусе Эберса ( 3 тыс лет до н.э.).Первый врач, который использовал гипноз с лечебной целью, был австриец Франц Антон Месмер (1734-1815). 13 ноября 1884 года хирург Брэд впервые знакомится на сеансах магнетизёра Лафонтена с явлениями гипноза, а затем в книге «Нейрогипнология или трактат о нервном сне…» даёт определение термину «гипноз» (от гр.hypnos- сон).1-я школа гипноза во Франции была организована Шарко Жан Мартеном (1825-1893), открывшем стадии каталепсии, летаргии и сомнамбулизма.Основное положение школы гипоза Шарко: «Природа гипноза – болезнь» На сегодняшнее время, автор лекции предлагает свою гипотезу: гипноз- не болезнь, но, как психологическая защита, участвует в патологическом процессе, особенно, при психогенных расстройствах, когда появляются целесообразные звщитные действия организма. Например. тикозные явления…2-я школа Франции – Нансийская доктора Льебо и Ипполита Бернгейма (1840-1919). Основной тезис этой школы : «Гипноза нет,- есть только внушение».Интерес к гипнозу в России и СССР особенно был высок в конце 19 и в начале 20 века. Известны работы В.Я. Данилевского (1852-1939 г.),проф. Харьковского университета, доказавшего единство гипноза у человека и животных. Психиатр А.А. Токарский, ученик С.С.Корсакова, ярый сторонник гипнотерапии в работе врачей,- на 4 съезде русских врачей в 1891 г. сделал доклад на тему: « Терапевтическое применение гипноза».
Огромный вклад по изучению и практическому применению гипноза был сделан академиком В.М. Бехтеревым, предложившем определять глубину гипноза, как малый, средний и глубокий.Константин Иванович Платонов(1878-1969) – основатель Харьковской школы психотерапевтов автор монографии по психотерапии – «Слово как физиологический и лечебный фактор»,- утверждал на 2-м Всесоюзном совещании по психотерапии в июне 1966 г следующее : «Гипнотерапия – основной ствол психотерапии».

Академик Иван Петрович Павлов (1849-1936) основатель физиологической теории гипноза, которая на подтвердилась после исследования нейрофизиологами ЭЭГ гипнотиков, предрёк также гипотезу автора о участии гипнотического состояния в патологическом процессе в роли психологической защиты в форме следующего вывода : «Вообще, надо сказать, что при экспериментальных заболеваниях нервной системы почти постоянно выступают отдельные явления гипноза и это дает право принимать, что это нормальный приём физиологической борьбы против болезненного агента». На высказывания Зигмунда Фрейда о том, что «гипноз мистичен и болезнен и ,только исключив его, можно понять патогенный процесс»,- автор лекции отвечает : «Гипноз полезен и когда он,-как психологическая защита,-срабатывает на патогенный процесс, активируя в том числе иммунитет больного, болезнь отступает, хотя и могут оставаться защитные движения после прекращения действия патологического агента». Приме тому невротические тики…
Первая кафедра психотерапии была организована в Москве профессором В.Е.Рожновым (1918-1998) в ЦИУВ. Научно-практическая деятельность этого учёного была в области гипноза, эмоционильно-стрессовой гипнотерапии больных хроническим алкоголизмом. Метод стрессопсихотерапии больных алкоголизмом в амбулаторных условиях А.Р.Довженко был официально утверждён Минздравом СССР в качестве методической рекомендации 20 апреля 1984 г.

Новые, оригинальные подходы к использованию гипноза при лечении пациентов предложил американский психотерапевт Милтон Эриксон (1901-1980). Некоторые его методики гипнотизации (техника гипнотического рассеивания, наведение образа и др.) можно и нужно использовать и в клинической гипнотерапии сегодня.

Башкирский врач-психотерапевт Тукаев Р.Д.( в настоящее время –профессор кафедры психотерапии Московской медакадемии непрерывного профессионального образования), обладая замкнуто-углубленным характером, обнаружил усиление иммунитета и нормализацию формулы крови у людей получающих гипнотерапию, воздействие разного цвета на психику гипнотика. Гипнотерапией детей и подростков подробно занимались в России Буянов М.И. и Захаров А.И. В их работах отмечалась особенность гипнотизации и гипнабельность в зависимости от возраста и нервно-психической патологии.
Теории гипноза(по Вульбеогу,1975)
1.Физиологические теории. Сторонники этих теорий считают, что гипноз физиологическое явление и относят гипнотическое состояние к 4-м категориям:
1.1. Гипноз- особая разновидность сна
1.2. Гипноз – как наследственный механизм обездвиживания, обнаруженный у многих животных (животный гипноз).
1.3.Гипноз – как форма расщепления (диссоциация)
1.4. Гипноз – как условный рефлекс.

Мозг является источником внутренних электрических ритмов и данные ЭЭГ в состоянии сна выявляют медленные волны высокой амплитудой (дельта-ритм), которые отличаются от быстрых низкоамплитудных волн, отмечаемых в состоянии бодрствования. В гипнотическом состоянии медленные волны не обнаруживаются.Уровень основного обмена веществ,Частоты дыхания,велечены коленного рефлекса, состояния мозгового кровообращения и деятельности сердца дают результаты, приводящие к выводу, что гипноз в большей степени напоминает бодрствование, нежели сон. Представление о гипнозе как о частичном сне при нейрофизиологических (в особенности ЭЭГ) исследованиях не подтвердились.
Податливость к гипнозу как наследственная черта.
Противопоказания к гипнотерапии.
  1. Бредовые формы психозов (шизофрения с бредом физического, гипнотического воздействия или чувством обладания).
  2. Истерические личности с гипноманическими устремлениями.
  3. Эпилепсия с выраженными изменениями личности.
  4. Абстинентно-похмельный синдром.
  5. Выраженная психическая и соматическая астенияю
  6. Острые переживаеия с повышенной фиксацией на них, острая нестерпимая боль.
  7. Сознательное и подсознательное противостояние к гипнотизации.
  8. Отсутствие мотивации к лечению и установки на гипнотерапию.
Показания к гипнотерапии.
  1. Психогенные расстройства у детей и подростков (заикание, тики, энурез, энкопрез, лунатизм) и взрослых (психогенные депрессии, сексуальные неврозы, заикание).
  2. Невроз страха, истерический невроз, неврастения, нарушения сна у детей, подростков и взрослых.
  3. Истерические расстройства в виде амавроза,анестезии,паоезов, параличей.
  4. Алергические имунные нарушения и вредные привычки у детей. Коррекция девиантных форм поведения у детей и подростков.
  5. Эмоционально-поведенческие расстройства у подростков.
  6. Соматические заболевания (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма и др.)
  7. Тревога и депрессия у больных, перенесших инфаркт миокарда.
  8. Тревожно-фобические расстройства с нарушением сна.
  9. Алкоголизм, табачная зависимость.
  10. Патологическое влечение к героину в постабстинентном состоянии на этапе реабилитации при установке на гипнотерапию.
  11. Дисменоррея, меноррагии нарушение лактатного периода, токсические рвоты у беременных.
  12. Заболевания кожи: экзема, псориаз,красный плоский лишай,узловая эритема.бородавки,кожный зуд.
  13. Вызывание анестезии при хирургических операциях, особенно, когда у пациента непереносимость анестетиков.
  14. Использование гипносуггестий анастезии при ожёгах.
  15. Психопатии (особенно, циклоидная,шизоидная.истерическая,астеническая) в период субкомпенсации и декомпенсации.
  16. Эндогенные заболеваеия вне обострения (особенно, малопрогредиентная неврозоподобная шизофрения, сенестоипохондричесие расстройства при этой патологии,циклотимия).
Степени и клинические картины гипноза (ККГ).
Степени гипноза по А.Форелю и М.Е.Бурно:
1-я степень – гипнотическая сомналенция проявляется в значительном снижении двигательной активности пациента, расслабленности мускулатуры, хотя и возможны отдельные движения (больной может повернуться набок,лечь на спину и т. п.); появляюься ощущения тяжести и тепла (за счет расширения сосудов при расслаблении их мышечной оболочки,снятии возможных мышечных спазмов, прилива крови к концам пальцев рук и ног), а так же «тумана» в голове. Эта стадия возникает у лиц мыслительного склада,психастеников (как акцентуантов, так и психопатов этого круга.

2-я степень – гипотаксия (по А.Форелю) гипнотическая – характеризуется обездвижением пациента, наличием восковидной гибкости при изменении положения какой-либо части тела, а при поднятии.например, руки. Врач ощущает по временам некоторуюзадержку (сопротивление) движения. Особенно, это заметно, когда руку он опускает (феномен «зубчатого колеса»). В то же времяпациент,как правило, не ощущает заметной усталости, а чаще отмечает лёгкость в конечностях, как бы не чувствуя своего тела. «Оно стало лёгким, нечувствительным»,- говорит больной, выполняя все внушения в двигательной сфере. Эта степень также характерна для лиц мыслительного склада, психастеников.

3-я степень – сомнамбулизм (по А.Форелю) гипнотический.Характерна для лиц художественного склада (истерической акцентуации или психопатии) с сужением сознания (по С.И.Консторум) . Здесь реализуются внушения и в двигательной, и в чувственной сферах с дезориентироыкеой в собственной личности, месте, времени и пространстве. Для синтонных личностей это – ориентированный сомнамбулизм (М.Е.Бурно), когда среди гипнотических феноменов нат отчётливой дезлриентировки в месте , времени, окружающем и собственой личности. У шизоидов (М.Е.Бурно) возможно возникновение интравертированного сомнамбулизма, когда развиваются собственные спонтанные галлюцинации, не внушённые гипнотерапевтом.
Клинические картины гипноза – изменённые гипнотические феномены под действие патологических процессов, в связи с возрастом и особенностями личности. Описывая гипнотическое состояние пациента следует указывать его характерологический преморбид (синтонный или замкнуто-углублённый и т. п.).Для шизоидов характерен интравертированный гипнотический сомнабулизм (по Бурно М.Е.), для истерической личности - классический сомнамбулизм (по А.Форелю), для синтонной-эктравертированный гипнотический сомнамбулизм (по Бурно М.Е.), для психастеников – гипнотическая сомналенция или гипотаксия. Проявление глубины,степени гипноза зависит от возраста пациентов: поверхностные степени чаще проявляются в возрасте от 4 до 9 лет, глубокие – с 10 до 12 лет. Снижение гипнабельности – от 13 до 15 лет. Уровень или степень гипнабельности уменьшается по мере увеличения глубины нервно-психического расстройства. Качество внушенных образов(в гипнотическом сомнамбулизме: классическом, экстравертированном или интравертированном снижается (от цветного до черно-белого) как и стойкость гипнотического состояния по мере усиления симптоматики, особенно, депрессивной. При уменьшении симптоматики и по мере выхода из болезненного расстройства, улучшается стойкость гипноза и качество внушенных образов (они становятся цветными, четкими, выразительными).
Технология использования метода.
Структура гипнотического сеанса при использовании техники спокойной гипнотизации состоит из трех этапов и имеет свою стратегию и тактику.

Эти этапы следующие:
1 этап – погружение в гипноз. На этом этапе надо произносить словесные внушения (гипносуггестии) спокойным «убаюкивающим» голосом, желательно, без пауз. Здесь важна фонетическая составляющая слова (звучание словесное, проникнутое спокойным, душевным тоном), что приводит к успокоению, расслаблению мышц пациента, вызывает сонливое состояние. Семантическое (смысловое) воздействие слова важнее на 2-м этапе сеанса. Длительность – 10-15 мин.У детей – 30-40 мин.

2-й этап – лечебный (длительность10-15 мин. У взрослых, 20-30 мин. У детей): лечебные гипносуггестии соответствуют симптоматики болезни и произносятся твёрдым, уверенным голосом (здесь важна семантическая составляющая слова),желательно без частицы «не», цель – преодоление различных болезненных симптомов. Проводится и гипнокатарсис. Выявление гипнотических феноменов и их изменение в зависимости от возраста, типа личности, степени .
На всех этапах для поддержания раппорта (речевой связи гипнотерапевта с пациентом) используются следующие гипносуггестии (каждые 2-3 минуты): «голос мой хорошо слышится.
Ваше дыхание ровное, спокойное, сердце бьётся спокойно, ритмично, спать лечебным сном, но слышать голос мой»

3-й этап – выход из гипноза. Проводится медленно, плавно с внушением словесных формула в соответствии с признаками пробуждение от сна: сердце бьётся ритмично, дыхание учащается, в руках и ногах ощущение силы, упругости усиливается и т. д. и т.п. На счет три открыть глаза, проснуться.
Комбинированные методы гипнотизации.
Заключаются в соединении словесных внушений с другими способами воздействия на один или несколько органов чувств человека, которые не имеют доминирующую роль в психике человека. В практике НЛП - 3 основных модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая, на которые можно воздействовать, если они не доминируют у данного пациента, паралельно с гипносуггестиями.

Для пациентов с демонстративными чертами характера (визуалами),когда доминирует 1 сигнальная система,- лучше воздействовать на 2 сигнальную систему. Гипносуггестии сочетаются хорошо со звуками монотонно звучащими в виде там-тама, мелодии и гипнотическими пассами, массажем. Психастенические личности (с доминирующей 2-й сигнальной системой) хорошо погружаются в гипноз, когда основное воздействие происходит на 1-ю сигнальную систему, зрительный анализатор (используется метод фвсцинации, фиксации взгляда на блестящем предмете).
Комбинированные способы гипнотизации.
Их достаточно много, поэтому следует отметить самые известные и наиболее успешно применяемые в психотерапевтической практике. П.Т.Буль (1974) сводит их к трем группам, в зависимости от воздействия на определенный анализатор с подкреплением словесными внушениями.

I группа объединяет все методы, в которых воздействие на зрительный анализатор сочетается со словесными внушениями сонливого состояния. Эта группа особенно показана пациентам, у которых более тормозима 1-ая сигнальная система: лицам с психастеническим характерологическим радикалом (И.В.Стрельчук, 1953), мальчикам и девочкам с "магическим" настроем на гипноз (А.И.Захаров, 1982), людям, которые стремятся говорить, используя аудиальные языковые паттерны (Вилл Макдональд, 1994).

К этой группе относятся следующие способы:
1. Метод фасцинации (завораживания) или способ аббата Фариа.
Действия врача и пациента: Пациент сидит (или лежит) на расстоянии 0,5 м от врача и смотрит ему в глаза. Врач, чтобы его глаза не утомлялись, смотрит в переносицу больного, аккомодируя взор в бесконечность. Взгляд врача пронизывающе-отрешен и завораживает впечатлительного пациента, который чувствует утомление глаз и тяжесть век, обычно возникающие в течение 1-2-3 мин. Параллельно затуманиваются глаза (лицо) самого врача, который может испытывать подобные ощущения и при этом внушать пациенту: "Ваши веки тяжелеют, изображение моих глаз, лица - затуманивается. Веки стали тяжелыми!". Как только зрачки больного расширились, проводится внушение громким голосом: "Спать!" или внушается непреодолимая тяжесть век: "Если глаза устали, а веки потяжелели - можете закрыть глаза!".
И если они действительно закрылись, то громким голосом внушается: "Спать!"

Комментарий: При этой тактике желательно врачу не моргать в течение всего периода фиксации взора до тех пор, пока глаза пациента не закроются. Если же врач замечает, что его глаза утомляются и готовы закрыться, то можно это сделать, стараясь "присоединиться" к морганию самого пациента. Немигающий взор врача и создает магический настрой пациента, завораживая его. Если пациент находится в возбужденном состоянии, может смотреть долго и глаза его не утомляются, а силы врача на исходе, вот-вот он сам закроет глаза, можно использовать это противодействие или помеху, наоборот, для успешного погружения в гипноз. Внушить, что взгляд пациента настолько застыл, что теперь он не сможет сам закрыть глаза. В этот момент, как правило, пациент делает наоборот, - он закрывает глаза. Чего врач и ждет от него. Далее можно внушить, что пациент не будет спать и может не слушать врача, а думать о чем-то своем. Главное, чтобы пациенту было удобно и хорошо так сидеть или лежать и чтобы этот сеанс помог ему расслабиться, успокоиться, и прошли все его болезни или симптомы болезни и т.д. Пациент невольно воспринимает эти положительные для него внушения, создается раппорт и далее можно внушить те образы, представление которых приятно, свойственно пациенту, вставляя (присоединяя) классические формулы гипнотизации, соединяя их с противопатогенными.

2. Утомление глаз при взгляде на блестящий предмет (способ Брэда).
Действия врача и пациента: Врач усаживается рядом с пациентом, который сидит или лежит, фиксируя свой взгляд на блестящем предмете (стеклянном или металлическом шарике, укрепленном на стержне или ручке). Врач этот предмет держит на расстоянии 10-15 см от глаз больного или в одном положении, или постепенно опуская вниз. При этом проводятся словесные подкрепления-внушения следующего содержания: "Ваши глаза утомляются, веки тяжелеют, будто наливаются свинцом... и от этого веки опускаются все больше (ниже) и больше (ниже). И вы по мере опускания век вниз будете все глубже и глубже погружаться в целебный сон!.."

Комментарий: Этот способ гипнотизации в отличие от метода фасцинации не утомляет глаза самого врача и позволяет удлинять по времени фиксацию взгляда пациента на блестящем предмете. Особенно, если пациент при фиксации способен подолгу смотреть без утомления в глаза врачу. Есть ряд пациентов, которые отказываются от метода фасцинации, объясняя это тем, что "стесняются смотреть в глаза врача при гипнотизации", но соглашаются фиксировать взгляд на блестящем предмете. Во внушениях делается ударение на ключевых словах ("утомление", "тяжесть", "больше", "глубже", "сон" и т.п.), с помощью которых усиливается гипнотическое состояние. Постепенное изменение положения шарика способствует опусканию век с ощущением в них тяжести, с чувством усталости глаз, что соответствует и содержанию формул внушения. Это, в свою очередь, усиливает впечатление больного об изменении в его состоянии, сознании, благодаря силе всех действий врача. Если у пациента обнаруживается небольшое подергивание или движение век (или дрожание ресниц) и он еще в состоянии самостоятельно двигать руками, ногами, то следует использовать словесные внушения в соответствии с 1 этапом гипнотического сеанса (метод спокойной гипнотизации). Это бывает при поверхностном гипнотическом состоянии или тогда, когда пациент страдает невротическим тиком в виде частого моргания. В этом случае есть необходимость продлить словесные внушения, чтобы все движения в покое прекратились.

3. Шоковое погружение в гипнотическое состояние (способ Шарко) с воздействием на зрение.
Действия врача и пациента: Неожиданно для пациента возникает в поле его зрения яркая вспышка (например, фотовспышка) света, которую регулирует врач, одновременно проводя самую короткую формулу внушения, произнося громко и быстро: "Спать!"

Комментарий: Здесь важен, особенно в первый раз, элемент неожиданности, быстрота и сила внушения одновременно со вспышкой света. После погружения в гипноз можно проводить лечебные внушения в соответствии со 2 этапом гипнотического сеанса (2 этап "гипнотической песни").

4. Гипнотизация светящимся предметом, который медленно вращается.
Этот предмет может быть горящей свечой, фонарем или специальным техническим
средством (так называемый "гипнотрон").
Действия врача и пациента: Пациент фиксирует внимание на пламени свечи или свете от фонаря. Врач двигает одним из этих предметов сверху вниз, справа налево или кругами, что вызывает у больного утомление глаз. Все это подкрепляется словесными внушениями, как и в предыдущем случае.

Комментарий: Более традиционно использовать свет от горящей свечи, особенно на фоне затемненного кабинета. Это придает таинственность в воображении пациента, завораживает его.

II группа. Словесные внушения с одновременным воздействием на слуховой анализатор звуков музыки, некоторых музыкальных инструментов, шумовых эффектов.

В отличие от методов I группы, эти способы гипнотизации показаны для пациентов, у которых более тормозима 2-ая сигнальная система: лицам с истерическим характерологическим радикалом или страдающим истерией (И.В.Стрельчук, 1953), людям, которые стремятся говорить, используя визуальные языковые паттерны (Вилл Макдональд, 1994).

Эту группу следует разделить на две подгруппы в зависимости от быстроты и силы воздействия звуков и словесных внушений на слуховой аппарат.

1. К первой можно отнести воздействие музыки в спокойно-минорных тонах с "мягким" ритмом и консонсами, действующей седативно (Herrer, 1936; А.С.Брусиловский, 1985) и, тем самым, способствующей погружению в гипноз. На фоне такой музыки в тональность ее одновременно проводятся словесные внушения в соответствии со всеми этапами метода спокойной гипнотизации ("гипнотическая песня"). При внушении каких-то образов, представлений (например, картин природы: лес, море и т.п.), реализующихся в виде галлюцинаций в гипнотическом сомнамбулизме, можно использовать одновременно природные звуки: шелест листьев или пение птиц в лесу, шум прибоя или дождя. Мною замечено, что достаточно эффективно гипнотически действует музыка Клауса Шульца и мелодия "Anugama".

Вместо музыки можно использовать звук метронома в медленном ритме в течение 10-15 минут. За это время пациент утомляется - убаюкивается звуками метронома. Затем проводятся словесные внушения. Метроном далее звучит только в паузах между внушениями. Во время спокойной словесной гипнотизации с метрономом можно периодически пробуждать пациента (дробный или фракционный способ гипнотизации Фохта) с целью выяснения его ощущений во время проведения гипнотического сеанса. Более подробно эту технику гипнотизации можно проиллюстрировать следующим образом.

Действия врача и пациента: Врач, периодически пробуждая пациента во время гипносеанса, выясняет его ощущения при гипнотизации (например, ощущение тяжести и тепла в конечностях или легкости во всем теле) или помехи (мешающие факторы - например, "мешает наплыв мыслей и трудно сконцентрировать внимание на словесных внушениях" или неудобное положение) к погружению в гипноз. Выяснив все это, гипнотерапевт корректирует в следующем сеансе (или продолжая этот же сеанс) условия проведения гипнотизации и формулы внушения для данного пациента. Кроме того, периодически внушается, что каждый следующий сеанс будет действовать сильнее и эффективность станет высокой.

Комментарий: Эта техника (методика) великолепно помогает диагностировать стадии гипноза, выявить помехи при гипнотизации. И, используя индивидуальные (личностные) особенности пациента, можно составить для него соответствующие формулы внушения в "гипнотической песне", например, пациент астенического склада, сидя в кресле, может при расслаблении не ощутить тяжесть и тепло (особенно, если у него склонность к пониженному давлению), а, наоборот, руки могут стать холодными и легкими. Выяснив это в процессе гипнотизации, можно сразу же уложить его на кушетку, укрыв одеялом (предварительно под ноги положив мягкий валик) и, продолжая гипнотизацию, внушить состояние расслабленности, покоя, тепла и тяжести в руках. Все это поможет реализовать внушения и, тем самым, усилит гипнотическое состояние и укрепит веру в силу гипнотического воздействия гипнотерапевта. Н.К.Боголепов (1936) отмечал, что при выборе метода гипнотизации важно учитывать состояние вегетативной нервной системы больного. Субъекты, у которых при переходе в горизонтальное положение наступает замедление пульса, лучше поддаются гипнотизированию в горизонтальном положении. Люди, у которых имеется явно выраженный симптом Ортнера (замедление пульса при запрокидывании головы назад), лучше поддаются гипнотизированию в полусидячем положении с откинутой назад головой.

Звучание метронома можно использовать при гипнотизации с открыванием и закрыванием глаз больного. На один стук метронома пациент закрывает глаза, а на другой открывает. Это делается в течение 5-15 минут. За это время происходит утомление глаз пациента: он все медленнее их открывает… и, наконец, глаза закрыты, и он только водит бровями. Тогда врач проводит словесное внушение в соответствии со 2 и 3 этапом метода спокойной гипнотизации.

2. Во 2-ой подгруппе (шоковый способ Шарко) звуки производятся неожиданно для больного, быстро и громко (резкое звучание гонга, барабана или выстрел пистолета с одновременным внушением "спать!"), что способствует быстрому (шоковому) погружению в гипноз. Этот способ больше приемлем для пациентов с истерическими симптомами, обнаруживающих в ККГ сомнамбулическую стадию.

III группа. Воздействие на кожный анализатор с подкреплением словесными внушениями.
1. Пассы (от латинского passus - шаг, движение) - плавные движения открытой теплой
ладони над телом гипнотизируемого (на расстоянии 2-4 см).
Действия врача и пациента: Перед проведением пассов необходимо разогреть ладони: потереть быстро их, или, не прикасаясь, быстрыми движениями приближать их друг к другу до ощущения давления напряженного воздуха между ладонями. Идущая от ладони тепловая (и, по-видимому, биоэнергетическая) волна способствует расслаблению мышц больного, снятию нервной напряженности, успокоению, усыплению, а некоторых - постепенно завораживает. Параллельно этому или последовательно можно включить словесные внушения в соответствии с "гипнотической песней".
Комментарий: Эти действия врача должны сопровождаться мышечным напряжением в ладонях, предплечьях и груди, что создает приток крови, особенно в ладонях, которые от этого становятся теплее. Это явно ощущается на открытых участках тела пациента, особенно в области лица, груди, рук и ног.

2. Гипнотический массаж.
Действия врача и пациента: Врач теплыми, чистыми руками мягко и медленно, слегка касаясь кожи пациента, поглаживает открытые участки тела от головы до кончиков пальцев рук и ног. При первых признаках засыпания, когда пациент закрывает глаза и дыхание его становится ровным, проводятся словесные внушения в соответствии со 2 этапом гипнотического сеанса или "гипнотической песней" (2 часть).

Комментарий: Это достаточно хорошо способствует гипнотизации в тех случаях, когда пациент во враче видит как бы своего авторитетного любимого руководителя (отца или мать). В психоанализе это соответствует понятию переноса. Если же поглаживания нарушают душевный покой (а это чаще всего бывает с пациентом противоположного пола), то следует прекратить "массаж" и использовать другие методы.
Варианты гипнотических сеансов и курсов гипнотического лечения по длительности.

Гипнотические сеансы по длительности бывают следующими:
  1. Обычный гипнотический сеанс (рабочий вариант) – от 20 минут до 1 часа у взрослых и от 30 минут до 1,5 часов у детей и подростков.
  2. Удлиненный гипнотический сон (В.Е.Рожнов, 1953) - 1-4 часа. В течение всего сеанса каждые 15-20 минут проводятся гипносуггестии по 2-3 минуты.
  3. Длительный гипноз-отдых (О. Веттерштрандт, 1908; К.И.Платонов, 1962) – 16-18 часов в сутки в течение 10-12 дней (особенно показан при истощениях организма различного генеза).
Курс гипнотического лечения по длительности может быть:
  1. Коротким (3-9 сеансов на курс; по 1 сеансу ежедневно или через день).
  2. Средним (от 10 до 20 сеансов на курс, по 1 сеансу ежедневно или 2-3 раза в неделю).
  3. Длительным (гипнотические сеансы различной продолжительности проводятся еженедельно или даже ежемесячно в течение нескольких месяцев, лет).
Материально-техническое обеспечение метода.
  1. Оптимальное количество пациентов в гипнотарии – 10-12 человек, хотя возможны коллективные гипнотические сеансы в группах до 45-50 человек, имеющих однородную патологию(например, больные алкоголизмом. Неврозоподобным энурезом и т.д.).
  2. Гипнотарий, где проводится гипноз, изолируется от посторонних шумов. Звуков. Желательна и хорошая акустика. Кресла должны быть удобными,изгибы высокой спинки их соответствовать изгибам позвоночника, кушетки – широкими(50-65 см) и длинными(190-200 см). Оптимальная температура в гипнотарии – 18-20гр.С.На двери гипнотария с наружной стороны- табличка с надписью: «Тихо. Идет сеанс гипноза!»
  3. При гипнотизации использовать можно музыку спокойного содержания на фоне природных звуков(шум моря., пение птиц и т.пп.).
  4. Стены в гипнотарии должны быть окрашены в спокойные тона(зелёный, синий),можно использовать панорамные обои, картины с изображением лесного или морского пейзажа.
Полный текст «гипнотической песни» или словесные внушения (гипносуггестии) на всех этапах клинического гипнотического сеанса.

К этому тексту можно и нужно добавлять специальные гипносуггестии в соответствии с болезненными симптомами.
1-й этап.
Итак, примите удобное положение. Руки-ноги удобно лежат. Глаза спокойно закроете, но без напряжения. И сейчас ваше внимание сосредоточено только на моём голосе, а все прочие шумы-звуки отдаляются сейчас, не мешают. Удобно и хорошо так отдыхать, всё больше и полнее расслабляясь, отпуская напряжённость, скованность в мышцах лба, глаз. Веки-щёки-губы расслабились, уходит напряжённость из мышц нижней челюсти, и понемногу нижняя челюсть, опускаясь, чуть-чуть отвисать начинает. Расслабляются мышцы шеи, груди, живота. Уходит напряжённость из рук, из ног, и мышцы спины расслабляются. Проходят спазмы, расширяются сосуды, и кровь течёт свободнее и легче по сосудам, приливая всё больше к рукам, ногам, и такой прилив крови создаёт всё большее ощущение тяжести и тепла в руках и ногах, всё тяжелее и теплее руки, ноги, всё больше тяжелеет тело, вдавливаясь в то место, где сейчас сидите или лежите.

А если лёжа, то голова уходит в подушку, и постепенно в голове туман появляется, тянет в сон целебный, он отличается от ночного сна и бодрствования, напоминая приятную дремоту, которую вы можете испытывать, когда едете куда-нибудь далеко- далеко, в отпуск, путешествие, быть может, это море, или к лесу, или в горы. Но, море, наверное, приятнее, когда там можно отдыхать, загорать, купаться в морской воде, наслаждаться красотой морских пейзажей. Сейчас вы расслабляетесь всё больше и полнее. Расслабляются мышцы лба, глаз, веки-щёки-губы расслабились, уходит напряжённость из рук, из ног, расслабились мышцы груди, живота, спина расслабляется, проходят спазмы, расширяются сосуды, и кровь течёт легче, лучше по широким сосудам, словно полноводная река при широких берегах.

Кровь, приливая к рукам и ногам, создаёт ощущение приятной тяжести, тепла. Всё тяжелее, теплее руки, ноги, всё тяжелее тело, которое вдавливается всё больше в то место, где сейчас вы сидите или лежите. И, если лёжа, то голова уходит в подушку всё больше и больше, и туман также всё больше и больше сгущается, мысли медленно, лениво текут, замедляясь порой. Шум, звуки отдалились, ушли, удобно и хорошо так отдыхать, полностью доверяя врачу, который проводит целебный сеанс, и с полным доверием отдаваясь этому состоянию покоя, расслабленности, приятному состоянию целительного сна. Отяжелели, потеплели руки, ноги и тело отяжелело. Туман в голове сгущается, а на душе спокойней становится, словно упал последний камень с души. Пусть душа, лёгкая, словно облачко, подымается выше и выше. Лёгкая душа. Она отдыхает от тела, а тело становится тоже легче и отдыхает от души.

И вот, я считаю до десяти, и, по мере счёта до десяти вы всё глубже и глубже будете погружаться в сон целебный, а на счёт "десять" уснёте, но этот сон будет целебным, не обычным. Он отличается от обычного сна и бодрствования, больше напоминая приятную дремоту, сладкую, лёгкую, сквозь которую голос мой отчётливо слышится. Считаю: один... два... три... Всё расслабилось. Расслабились все мышцы внутри и снаружи... четыре... пять. В сон целебный клонит всё больше и больше... шесть... семь, и вот уже не чувствуется рук, ног, они стали какими- то лёгкими, нечувствительными... Восемь... Девять... До предела сгущается туман в голове... Десять. Засыпать целебным сном, но сквозь сон целебный слышать голос.
2-й этап.
И теперь с каждым днём чувствовать себя увереннее и спокойнее. И каждую ночь не думать о бессоннице. Сон сам придётся бесшумно, легко, словно птица пролетит.

Каждую ночь, как только голова коснётся подушки, засыпать и спать сладким, глубоким сном до самого утра, пусть снятся добрые, хорошие, приятные сны, пусть снится ваше путешествие, которое продолжается, и вы, наконец, приезжаете как пассажир в машине или в поезде к морю синему, отпуск, тепло, лето... Вы выходите на берег морской и с удовольствием любуетесь красотой морского пейзажа. Ярко светит солнце, небо голубое, облака барашками плывут по небу медленно, их немного. Море синее, успокаивает ваш взор, и душа успокаивается. Тёплый мягкий морской песок. Хорошо немного позагорать вначале на песке в купальнике. И, когда солнце поднимется выше, станет очень тепло и захочется войти в море, не спеша погружаясь в море, поплыть, чувствуя какую-то внутреннюю силу, и поплыть далеко-далеко...

И, когда будет усталость, полежать на спинке, чтобы отдохнуть, покачаться на волнах, выдыхая свежий воздух морской, подержаться на воде, и потом, через паузу, вновь поплыть, наслаждаясь морской водой, чистой, мягкой, солёной и тоже тёплой, почувствуйте это... Ещё пройдёт немного времени, и усталость одолеет, плыть к берегу неспешно, чувствуя, как утомление появляется, мышцы наливаются кровью, тяжесть в руках и ногах. И вот под ногами твёрдое дно приятное. Вздох- выдох, доплыли. Выйти на берег не спеша. Можно постоять на берегу, обтираясь махровым полотенцем, ветерок освежает кожу, и потом в тенёчке полежать, расслабиться, и, вдыхая свежий морской воздух, подремать под шум и плеск воды, подремать и зарядиться энергией солнца, космоса, земли, освободиться от напряжённости и скованности, впасть в приятную дремоту. Расслабленность и покой.

И пусть отворятся внутренние аптеки ваши, шире и полнее открываются аптеки организма, пусть в кровь идут собственные лекарства, они с током крови проникают во все очаги болезней и болячек. Рассасываются болезненные очаги, проходят болезни, крошатся, и с ними выходят все ваши тревоги, страхи, волнения, опасения, выходят из вас негативные мысли, переживания уходят, уходят из вас. Укрепляются внутренние органы и системы организма. Активнее заработает печень, поджелудочная железа, активизируются лёгкие, почки, стабильно работает сердце. Мозг контролирует работу всех внутренних органов, желез внутренней секреции. Теперь будет полная гармония отношений всех внутренних органов между собой. Будет полная гармония души, духа, сердца.

Поднимается ваша защита внутренняя, органная защита, защита организма, психологическая защита, и теперь в этом мире вы будете чувствовать себя не одинокими, а будете чувствовать себя человеком нужным и важным, человеком, который связан с миром, в постоянном контакте с миром людей, с растительным миром и животным миром, со всем окружающим миром будете жить в полной гармонии, простите обиды и огорчения, станете добрее и отзывчивей, мир окружающий станет для вас интересный, добрее, красивее, и вот, этот мир моря, которое вокруг вас. Он тоже красив, он прекрасен. И отдыхает тело ваше и душа, мысли ваши отдыхают. Плеск воды, шум прибоя, мягкий ветерок и свежий ветер. Свежий воздух наполняет ваши лёгкие. Вам удобно и хорошо отдыхать так, отдаваясь целительному покою и сну. Крепче и крепче схватывает сон целебный.

Каждую ночь, как только голова коснётся подушки, засыпать, спать крепким сладким глубоким сном до самого утра. И каждое утреннее пробуждение теперь будет для вас желанным. Вы легко преодолеете любую утреннюю леность, апатичность, грусть, сделаете решительно первый шаг к пробуждению, и с каждым утром будете легко- легко подыматься с постели, а потом всё обычное- умываться, зарядка, завтрак и дела, настроение ваше будет всё устойчивее и устойчивее, всё чаще будете радоваться даже маленьким радостям, любить этот мир, эту жизнь, любить свою профессию, постоянно совершенствуя себя в работе, профессии, и всё больше будет у вас удач, успехов, а трудности на пути жизни преодолеете, продуманно и всегда будете преодолевать трудности до конца, до победы, впереди всегда будет у вас цель, мечта, и будете к ней идти в любом возрасте, и тогда у вас будет здоровое, творческое, длительное долголетие.

Отдыхайте сейчас, набирайтесь сил, глубокий отдых, сон, медленно, глубоко, спокойно дышится, а голос мой хорошо, отчётливо слышится, всё крепче и крепче охватывает сон целебный. С каждым следующим сеансом всё быстрей и глубже в сон целебный погружаться, а между сеансами чувствовать себя решительнее, активнее, увереннее, и все болезненные симптомы будут ослабевать, проходить, ибо целебные сеансы будут помогать поднять психологическую защиту, свой иммунитет, устранить все болезненные симптомы, признаки болезни, стать здоровее, крепче, сильнее, стать увереннее во всех своих делах и не бояться новых трудностей на пути жизни, преодолевать все трудности продуманно, до конца, до победы.
3-й этап.
Глубокий отдых, сон постепенно подходит к концу, в голове начинает рассеиваться туман, в руках, ногах появляется ощущение силы, упругости, дыхание чаще становится, сердце ритмичнее бьётся, и на счёт "три" открыть глаза и пробудиться с ясной головой, лёгкой душой, отдохнувшими, посвежевшими.. Раз, туман рассеивается, в руках, ногах ощущение силы, упругости скапливается , дыхание чаще становится, сердце ритмичнее бьётся... Два... отчётливо чувствуется сила и упругость в руках, ногах, дыхание стало чаще, сердце уже ритмичнее бьётся. Полностью туман рассеивается в голове... Три. Глаза открываем.
Теории гипноза – продолжение: гипноз как наследственная черта может проявляться у животных в ответ на угрозу, на ограничение свободы или внезапное раздражение и продолжается от нескольких секунд до нескольких часов (Вульберг.1975). Чарльз Дарвин полагал, что реакция стимулирования смерти в случае опасности, грозящей жизни, является разновидностью наследственного рефлекса самозащиты. Если сравнить гипноз животных и гипноз человека, мы убедимся, что различия выражены в значительно большей степени, нежели сходство.
Податливость к гипнозу как наследственная черта.
У различных видов беспозвоночных и позвоночных погружение в гипнотическое состояние оказывается возможным в определенных условиях – таких, как ограничение свободы движений или внезапное раздражение, мышечная ригидность и обездвиживание, которое сохраняется от нескольких секунд до нескольких часов. К этим животным относятся жуки, скорпионы, пауки, тараканы, лягушки, крабы, омары, опоссумы, аллигаторы, осьминоги, раки, кролики, ящерицы, морские свинки, крысы, курицы, совы, обезьяны и многие другие. Причины этого явления не объяснены до сих пор, хотя предполагалось, что это – форма «животного гипноза», который является определенным типом адаптации. Чарльз Дарвин полагал, что реакция симулирования смерти в случае опасности, грозящей жизни, является разновидностью наследственного рефлекса самозащиты.

Многие люди убеждены в том, что человек является ничем иным, как весьма сложным животным, и что те же специфические свойства, которые отличают его от других видов животных, носят в большей степени количественный, а не качественный характер. В соответствии с этим убеждением, устранение психологической ширмы, происходящее при погружении человека в гипнотическое состояние, позволяет выявить основу, подобную той, на которой зиждется гипноз животных. Таким образом, гипноз рассматривается как регрессивная наследственная черта, развивающаяся в процессе эволюции и являющаяся тем, что осталось от иммобилизирующей реакции, имеющей место у низших животных как фактор, который увеличивает шансы на продолжение существования.

В подобных воззрениях есть что-то от провокации, а детальное их рассмотрение может оказаться весьма поучительным. Вместе с тем большинство серьезных авторов склоняется к мнению, что явления животного и человеческого гипноза совершенно отличны по своей сути, даже если некоторые нейрофизиологические реакции человека напоминают реакции животных. Если сравнить гипноз животных и гипноз человека, мы убедимся, что различия выражены в значительно большей степени, нежели сходство.
Гипноз – как форма расщепления (диссоциация).
Всем нам известна совокупность проявлений лунатизма (сомнамбулизма). Человек в таком состоянии ходит и способен к выполнению достаточно сложных действий (звонить по телефону, писать письма и отчеты и т.п.), а утром он не помнит ничего из того , что происходило. Бывает и такое, что человек днем внезапно, в течение короткого или длительного времени, начинает совершать поступки, не согласующиеся с его обычным поведением, вслед за чем возвращается к прежним занятиям, совершенно не помня, что он делал только что. Во время трудовой деятельности он может удалиться на значительное расстояние от постоянного места своего пребывания (влечение к странствиям) или же совершить что-то аморальное, совершение чего он будет отрицать после возвращения в свое обычное состояние. Реакции последнего рода считаются проявлением истерии.

При истерии этого типа определенное количество неосознаваемых и испытанных ранее впечатлений и поведенческих актов, в нормальном состоянии бодрствования обычно подавленных, на определенное время попадают под луч сознания и начинают функционировать автономно. Французский психолог Пьер Жане объяснял это явление отщеплением большой группы воспоминаний и мыслей от основного потока познания. Он считал, что отщепленные стремления, даже подсознательные, могут влиять на поведение человека. Поскольку оказалось, что гипноз позволяет высвобождать симптомы, напоминающие истерию, и поскольку человек в гипнотическом состоянии может выполнять сложные умственные действия, включая умозаключения и формулирование суждений, Жане рассматривал гипноз как разновидность сомнамбулизма, явление, аналогичное истерии, при которой интеллектуальные процессы могут развертываться одновременно и независимо друг от друга вследствие диссоциации.

В течение ряда лет теорию диссоциации считали ключом к пониманию гипноза. Глубину гипноза связывали со степенью диссоциации. Как истерию, так и податливость к гипнозу, рассматривали как функции, зависимые от склонности к гипнотической диссоциации. Последнее явление заключается в расщеплении под действием внушения различных функций, реализуемых мозгом. Гипотеза диссоциации особенно хорошо согласуется с представлением о гипнозе как форме автоматизма. Истоки этого понятия – в одной из старых теорий, согласно которой существует два независимых уровня поведенческой активности, а именно: уровень целенаправленных стремлений, зависящих от воли, и уровень рефлекторной активности. Поскольку представлялось, что гипноз лишает человека воли, было принято считать, что в этой ситуации рефлекторный уровень активности выходит на передний план как бы автоматически. Он отщепляется от сознания, в особенности в постгипнотическом состоянии.

Хотя могло казаться, что постгипнотическая амнезия подтверждает факт отщепления сложной группы энграмм, исследования показали, что эта амнезия носит искусственный характер и является в большей степени мнимой, нежели действительной. Показано, что не существует никакого реального барьера между двумя якобы изолированными друг от друга и расщепленными формами психической активности. По сути дела, для гипнотического состояния характерно не столько диссоциация, сколько высокий уровень координации.

Диссоциация выполняет существенную функцию и может рассматриваться как форма мотивированного поведения. Тенденцию к расщеплению можно поддерживать с помощью внушения, в особенности, в гипнотическом состоянии. Однако это не доказывает, что гипноз, в принципе, является состоянием расщепления; из этого также не следует, что индивид, находящийся в состоянии гипнотического транса, всегда может выполнять два независимых друг от друга действия лучше, нежели в состоянии бодрствования.
Гипноз – как условный рефлекс.
Научение путем вербального обусловливания является житейским фактом, а ответы любого типа можно соотнести со словами, представленными в нужной последовательности. Экспериментально доказано, что, независимо от воли человека, физиологические реакции могут быть вызваны и определенными словами. Так, например, попадание пучка света на глаз приводит к сужению зрачка. Если одновременно со световым раздражителем прозвучит звонок, после чего эта ситуация повторится несколько раз, в конце концов звонок сам по себе, без света, начнет вызывать сужение зрачка. Этот эффект окажется выраженным в еще большей степени и еще более устойчивым, если вместо звонка вспышка света будет сочетаться со словами «Сужайся». Через некоторое время, в зависимости от силы подкрепления, то есть от числа повторений эксперимента, слово «сужайся» само по себе приведет к сужению зрачка. Это поразительное явление осуществляется полностью за пределами сознания индивида.

Обусловливание физиологических реакций на слово занимало экспериментаторов в течение многих лет. Долгое время считалось, что внутренние органы волей не контролируются. Однако в последующем было установлено, что, используя простую методику, связанную с произнесением вслух или даже только в уме определенных слов можно добиться побуждения или торможения деятельности почти каждого органа. К примеру, реакцию кровеносных сосудов кожи можно сделать условно-рефлекторной так, что они будут: 1) сужаться в случае произнесения слова «холод» или «снег», если ранее эти слова ассоциировались с погружением руки в ледяную воду, и 2) расширяться в случае произнесения слова «горячо», если в предыдущей ситуации вода была высокой температуры. Показано, что мысли о выполнении движения с помощью определенных мышц могут привести к возникновению в этих мышцах функциональных токов, которые можно измерить.

Точно таким же образом слова, произносимые при погружении индивида в гипнотическое состояние, призваны актуализировать рефлексы и физиологические реакции, образуя основу гипноза. Как утверждают сторонники условно-рефлекторной теории, состояние, напоминающее сон, вследствие всего вышеизложенного должно рассматриваться лишь как состояние вторичное по отношению к явлению погружения в состояние регрессии, находясь в котором, пациент отказывается от собственного внутреннего контроля и «отдает себя в руки» гипнотизера.

Хотя теория условных рефлексов представляет чрезвычайный интерес и, несомненно, объясняет физиологические и даже некоторые психологические реакции, отмечаемые во время гипноза, она все же не раскрывает сути многих весьма важных и сложных явлений, связанных с гипнотическим состоянием. Сама по себе эта теория не лает полного ответа на вопрос о сущности гипноза.

Психологические теории.
Существует ряд теорий, согласно которым гипноз зависит от иных факторов, нежели факторы физиологические, а именно от внушения, стремления проявить свои артистические способности и воскресить свойственные периоду раннего детства взаимоотношения типа «ребенок-родитель». Все физиологические реакции рассматриваются в этом случае как вторичные по отношению к основополагающим психологическим аспектам. Как и физиологические теории, ни одна из психологических теорий не устояла под напором результатов достаточно глубоких и детальных исследований. Однако элементы каждой из них имеют определенное значение для понимания некоторых явлений, наблюдаемых в гипнотическом состоянии.
Гипноз – как форма внушения.
Степень податливости по отношению к внушению в гипнотическом состоянии , как правило, более высока, чем в состоянии бодрствования, вследствие чего некоторые теоретики определяют гипноз как одну из форм внушения. Они придерживаются мнения, что больной верит в то, он может некритически воспринять утверждение своего партнера в контексте взаимоотношений во время гипноза. Если бы так обстояло в действительности – а в силу ряда причин можно считать, что дело обстоит иначе, - эта ситуация не была бы исключительной. Во многих других областях жизни случается, что люди некритически воспринимают поручения и приказы. Человек, убежденный в компетентности своего адвоката или авторитете политического деятеля, либо в мудрости религиозного деятеля или врача, добровольно подчиняется навязываемым ему правилам поведения и директивам, причем без сопротивления и лишь иногда – с небольшими оговорками. Сражающиеся солдаты, не колеблясь, идут на смерть, если таков приказ офицера. Человек, убежденный в неоспоримости авторитета Библии, стремиться жить в соответствии с ее указаниями. Как представляется, механизм податливости по отношению к внушению является существенным структурным элементом естества всех людей, совершающих определенные деяния во имя бога или дьявола.

Таким образом, внушение не является чем-то специфическим для гипноза даже в тех случаях, когда его воздействие в состоянии транса оказывается более сильным, чем в состоянии бодрствования. Мы не вправе, характеризуя гипноз, классифицировать его попросту как состояние генерализованной или избирательной сверхчувствительности к внушению. Это было бы подобно утверждению, что еда является условием усиленного слюноотделения и выделения желудочного сока только потому, что данные физиологические функции усиливаются во время приема пищи и ее переваривания.

В действительности же состояние повышенной восприимчивости к внушению, обнаруживаемое в трансе, может быть без труда преодолено самим больным, который отвергает те или иные указания гипнотизера. Драматическим примером этого является случай с одним из моих больных, мужчиной, который обратился в центр реабилитации с жалобами на не поддающиеся никакому лечению боли в спине. Хирурги, обследовавшие его, настаивали на том, что эти боли являются психогенными по своему характеру, будучи, вероятнее всего, истерического происхождения. Именно поэтому в качестве метода диагностики было рекомендовано использование гипноза. При первой же встрече с ним я сразу же погрузил его в транс, вслед за чем внушил ему, что мучающие его боли в спине проходят, но, наряду с этим, начинает появляться боль в правой руке. Содержание этого внушения не вызвало у него какого-либо сопротивления. Поэтому содержанием постгипнотического внушения в данном случае явилось указание на то, что после выхода из транса он будет по-прежнему чувствовать боль в руке, но зато не чувствовать никакой боли в спине.

Так ли это, было проверено сразу же после окончания сеанса. Явно удивленный больной отметил, что не чувствует никакой боли в спине, но с огорчением констатировал, что у него болит рука. Я загипнотизировал его повторно и повторил внушение, подчеркивая, что теперь он ощущает боль в своей левой руке. Этому указанию он не был послушен. Когда он открыл глаза, то показался возбужденным. Жалуясь на чувство напряжения, он стиснул руками свою голову и сказал «Отказываюсь». Когда я спросил, от чего он отказывается, он ответил: «Я не соглашаюсь на боль в левой руке». Вслед за этим он рассказал мне, что его отец умер от сердечного приступа, которому, в частности, предшествовала боль в левой руке, типичная для сердечной астмы. Таким образом, хотя и находясь в сомнамбулическом трансе, больной отказался следовать указанию, которое вызывало у него страх.

Роль элемента внушения в гипнозе относительна. Независимо от того, насколько глубоким является транс, больной сохраняет способность выбора тех внушений, которым он готов подчиниться, и неприятия остальных.
Гипноз – как форма демонстрации актерских способностей.
Некоторые теоретики придерживаются мнения, что гипноз недостижим у людей, находящихся в изоляции от своего социального окружения. Они полагают, что он существует как следствие взаимозависимостей, одно из ярких проявлений которых заключается в том, что пациент сосредоточивает свое внимание на том, что говорит гипнотизер. Принимая их за истину, он стремится действовать в соответствии с их содержанием. То же, что делает пациент, заключается в явном или неявном игрании ролей, определенных для него в высказываниях гипнотизера. Эти роли приводят к тому, что у испытуемого изменяется способ восприятия самого себя и окружающего мира. Некоторые теоретики гипноза, интерпретирующие его как форму драматизации, считают, что он является формой деятельности, в которой пациент, выполняющий свою роль, достигает наибольших успехов тогда, когда точно понимает, что ему надлежит сделать в соответствии с указаниями гипнотизера, и, наряду с этим, проявляет естественную склонность к демонстрации своих актерских способностей.

Однако критики подобных теорий указывают на то, что некоторые явления, связанные с трансом, не могут быть объяснены только «игранием роли». Опровергая эти теории, они указывают на явления, достигаемой с помощью гипноза, утраты чувствительности, достаточно полной для того, чтобы оказалось возможным выполнение серьезных хирургических операций, а также на явления регрессии к ранним периодам жизни, для которого характерна актуализация у пациента образцов, свойственных периоду его детства, причем он в этот момент переживает то, что в состоянии бодрствования не осознает. Кроме того, теории демонстрации актерских способностей не объясняют состояний транса, возникающего в отсутствии гипнотизера. В этом случае можно указать на непроизвольный «дорожный гипноз», возникающий у водителей во время управления автотранспортным средством ночью.
Гипноз как проявление регрессии.
Согласно некоторым ранним психоаналитическим теориям, ставшим достоянием общественности в 1900-1910-е годы, гипноз является специфическим видом взаимозависимостей, в контексте которых гипнотизер старается перенять у пациента контроль над его волей и действиями. Особенно высокую податливость пациента по отношению к этим злокозненным намерениям гипнотизера Фрейд много лет тому назад признал результатом неосознаваемых стремлений добиться эротического удовлетворения.

Дальнейшее развитие эта точка зрения получила в работах современника Фрейда Сандора Фереци, который интерпретировал гипноз как проявление повторной активации у пациента детской установки слепой веры и абсолютного послушания, детерминируемых как любовь к родителям, так и страхом перед ними. Таким образом, в данном случае признаваемое за гипнотизером главенство является проекцией подавленных детских импульсов, которые заставляют пациента видеть в гипнотизере авторитарного родителя (проявление перенесения). Гипнотизер, который импонирует своим внешним видом, часто добивается успеха потому, что напоминает пациенту сурового всемогущего отца, ожидающего от ребенка, что тот будет ему послушен и пойдет по его стопам. Погружению в гипнотическое состояние может также способствовать ситуация, в которой воспроизводится зависимость «мать-ребенок». Ласковые, произносимые монотонно слова, с которыми гипнотизер обращается к погружаемому в гипнотическое состояние пациенту, напоминают нежные слова матери, баюкающей ребенка. Хотя чувство почтения к родителям и непреодолимая потребность быть послушным им проходят по мере взросления, все же каждому из нас, по мнению Ференци, остается присущей потребность подчинения чьему-то авторитету. Эта потребность оказывается удовлетворенной в гипнотическом состоянии, причем пациент, в сущности, воспринимает гипнотизера как оживший образ родителя.
Таким образом, ситуация погружения в гипнотическое состояние делает возможной актуализацию неосознаваемых желаний и мечтаний, присущих ранним периодам развития ребенка. В своей более поздней работе «Групповая психология и анализ Эго», опубликованной 1992 году, Фрейд указал на подобие чувств, испытываемых в гипнотическом состоянии влюбленности. Он подчеркнул также то, что чувство беспомощности перед лицом подавляющей мощи можно вызвать, добившись пассивного, мазохистского подчинения гипнотическому трансу.

Некоторые авторы по-прежнему придерживается этих ранних психоаналитических теорий, в которых гипноз рассматривается как вид регрессивного, мазохистского подчинения кому-то могущественному. Другие авторы, соглашаясь с достоинствами понятия перенесения как ключевого элемента в гипнозе, толкуют это понятие более широко, с использованием термина «подсистема Эго». Они определяют перенесение как процесс, в котором часть Я остается обращенной к действительности. Гипноз же должен представлять собой, если говорить кратко, «измененное состояние Эго», которое может приносить данному индивиду определенные блага. Пока эти блага получаемы, пациент выполняет указания или рекомендации гипнотизера. Согласно некоторым теоретикам, человек, находящийся в гипнотическом состоянии, избегает неодобрения со стороны собственного сознания (Супер Эго), ища защиты у всемогущего гипнотизера, который, в сущности, разрешает ему это. Ответственность за себя пациент перекладывает на гипнотизера взамен за награду, которой он в нормальном состоянии не посмел бы воспользоваться.
Литература / References

  1. Авруцкий Г.Я., Недува А. А. Лечение психических больных: Руководство для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Медицина, 1988 - 528 с.
  2. Аксентьев С.Б., Борисова Н.П., Левинский М.В., Крыжановский Г.Н. Комплексное применение бензодиазепинов, солей лития и галоперидола при лечении навязчивых движений и тикозных гиперкинезов различного происхождения. //ЖНП, М.:1990, №3, с.432-438.
  3. Александров А.А. Современная психотерапия. Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. -333 с.
  4. Бехтерев В.М. Гипноз внушения, психотерапия и их лечебное воздействие. //Вестник знания. –СПб.: 1911, вып. 4. с. 60.
  5. Бехтерев В.М. Избранные труды. –М.: Поматур, 1994, т.1. -799 с.
  6. Буль П.И. Основы психотерапии. –Л.: Медицина, 1974. 310
  7. Бурно М.Е. Об одной из форм гипнотического сомнамбулизма. //Психотерапия алкоголизма и неврозов. –М.: ЦОЛИУВ, 1978. с.с. 11-16.
  8. Бурно М.Е. О защитно-психологической структуре гипноза. //Актуальные вопросы невропатологии, психиатрии и нейрохирургии. –Рига: РМИ, 1979. с.6.
  9. Бурно М.Е. О характерах людей. Психотерапевтический очерк. –М.: РОМЛ, 1996. -105 с.
  10. Бурно М.Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозоподобной шизофрении //Руководство по психотерапии /Под ред. В.Е. Рожнова, 3-е изд., доп. и перераб. –Ташкент: Медицина, 1985. С. 585-611.
  11. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. –М.: Медицина, 1989. -304с.
  12. Бурно М.Е., Каравирт К.А. О формах гипнотического сомнамбулизма сообразно клинической почве //Ж. невропатол. и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1980, №8. с.с. 1187-1191
  13. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия, –М.-2000 г.
  14. Бурно М.Е. Справочник по клинической психотерапии. М.: РОМЛ, 1995. -75с.
  15. Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. М.: РОМЛ, 1994. -191 с.
  16. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков. Киев: Выща школа, 1990. -190 с.
  17. Буянов М.И. Недержание мочи и кала у детей. М.: Медицина, 1985. -182 с.
  18. Вдовиченко А.А. О некоторых рекомендациях в отношении психокоррекционной работы с делинквентными подростками //Нарушения поведения у детей и подростков (особенности клиники, терапии и социальной] адаптации). М.: МНИИП, ЛНИПИ им. В.М.Бехтерева, 1981. -176с.
  19. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука, 1986. -584с.
  20. Долецкий С.Я., Шульман С.А. Гипноз в обследовании и лечении детей с хирургическими заболеваниями/ Руководство по психотерапии под ред. В.Е. Рожнова. Ташкент: «Медицина», 1979, с.с.574-559.
  21. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании", Ч.2, с.20
  22. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. -216 с.
  23. Захаров А.И. Неврозы у детей. Санкт-Петербург: Дельта, 1996, 478с.
  24. Каменецкий Д.А. Наркогипноанализ неврозов с навизчивостями. М: «Гелиос АРВ», 2004.-240 с.
  25. Каравирт К.А. Комплексная психотерапия истерического невроза в зависимости от личностных особенностей. Диссертация на соискание ученой степени к.м.н. М.: 1979. -375с.
  26. Консторум С.И. Опыт практической психотерапии. М.: Минздрав, 1959. 224 с. Консторум С.И. Опыт практической психотерапии. –М.: Минздрав РСФСР, 1962. -224с.
  27. Консторум С.И., Окунева Э.Г., Барзак С.Ю. Ипохондрическая форма шизофрении //Проблемы пограничной психиатрии (Клиника и трудоспособность) /Под ред. Т.А.Гейера. -М.-Л.: Госиздат мед. и биол. лит., 1935. с.с 150-
  28. Кондрашенко В.Т., Донской В.И. Общая психотерапия. Минск: Высшая школа, 1977. -464с. Кинг М., Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия /Пер. с англ. С.К.Паракецова. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. -176с.
  29. Ковалев В.В., Буянов М.И. О некоторых особенностях психотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста. /Психотерапия алкоголизма и неврозов. М.: ЦОЛИУВ, 1978, с.с 35-37.
  30. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. -285 с.
  31. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. -558с.
  32. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М.: 1995.
  33. Левин Я.И. Программное средство «Музыка мозга» (авторское свидетельство), 1998.
  34. Машковский М.Д. Лекарственные средства (Пособие для врачей). -М.: Медицина, 1998. -731 с.
  35. Машковский М.Д. Лекарственные средства. -М.,2007 г. -223с.
  36. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. Л.: Медицина, 1988. -181с.
  37. Международная классификация болезней. Россия, Санкт-Петербург: АДИС, 1994 и 1998. -181с.
  38. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. М.: Приложение к журналу «Социальная и клиническая психиатрия», 1993. -318с.
  39. Перро Ш. Мальчик-с-пальчик. М.: ЧИП «Файн», 1993.
  40. Пиз Аллан. Язык телодвижений. Кострома: Изд. "Ай Кью", 1992. 275 с
  41. Полищук Ю.И., Гурвич В.Б., Зозуля Т.В. Психотерапия в сочетании с фармакотерапевтическим воздействием у больных малопрогредиентной шизофренией /Методич. рекомендации Минздрава РСФСР. –М., 1990. –16
  42. Приказ № 294 от 30.10.1995 МЗ и МП РФ "О психиатрической и психотерапевтической помощи" М.: 1995 г
  43. Психотерапевтическая энциклопедия, 2006г. Наркогипноз..Наркопсихотерапия, (стр.371-373.)
  44. Райков В.Л. Неосознанные проявления психики в глубоком гипнозе. //Журнал «Вопросы философии», 1978, №4, с.с. 107-114.
  45. Райков В.Л. Биоэволюция и совершенствование человека. Гипноз, сознание, творчество, искусство. М.: Издательский дом «Грааль», 1998. -667с
  46. Роберт Гудман, стивен Скотт Детская психиатрия.Издательство «Триада-Х»,Москува,2008
  47. Рожнов В.Е., Драпкин Б.З. Особенности психотерапии детей и подростков. //Руководство по психотерапии. М.: Медицина, 1974, с.с.259-272.
  48. Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. -332 с.
  49. Рожнов В.Е./ред./ Руководство по психотерапии, 1-е изд-е М.: Медицина, 1974. 316 с., 2-е изд-е (дополн. и переработ.), Ташкент: Медицина, 1979. 640 с., 3-е изд-е (дополн. и переработ.), Ташкент: Медицина, 1985. 720 с.
  50. Салынцев И.В. Гипноз как лечебный и диагностический метод в динамике малопрогредиентной шизофрении истероподобных больных. //Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции психотерапевтов "Современные проблемы практической психотерапии". Харьков, 1991. с.с. 63-66
  51. Салынцев И.В. Основы гипнотерапии (учебно-методическое пособие для врачей, осваивающих основные методики клинического гипноза). М.: РОМЛ, 1995. 35 с.
  52. Салынцев И.В. Гипноз как метод диагностики и лечения малопрогредиентной шизофрении с сенестоипохондрическими проявлениями (соматоформных расстройств - в соответствии с МКБ-10). //Приложение к Независимому психиатрическому журналу. М.: 1996. с.с. 12-14
  53. Салынцев И.В. Гипноз как диагностический и лечебный метод в комплексной терапии малопрогредиентной шизофрении с ипохондрическими проявлениями на разных этапах течения /Успехи теоретической и клинической медицины.– М.: МЗ РФ, 1997.- Вып. 2. С. 117-118.
  54. Салынцев И.В. Гипнотерапия в практике врача-психотерапевта. М.: МЗ РФ и РМАПО, 1998. -69 с.
  55. Салынцев И.В. Гипноз в диагностике и комплексеом лечении небредовых ипохондрических расстройств эндогенно-процессуального происхождения (Автореферат на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, М..-1999)
  56. Салынцев И.В. Гипносуггестивная терапия и «Музыка мозга» в комплексном лечении энуреза (клинический случай). //Журнал «Вестник последипломного медицинского образования» М.: 1999, с.64.
  57. Салынцев И.В. Гипноз в комплексном лечении небредовых ипохондрических расстойств эндогенно-процессуального происхождения (пособие для врачей), М.-2001г.
  58. Салынцев И. В., Лопатин А.Ф. Наркогипнокатарсис в комплексном лечении тревожно-фобического и соматизированного расстройства у личности с истерической акцентуацией характера (клинико психотерапевтический случай) – Тюменский медицинский журнал,№1, 2012 г., стр. 48-49.
  59. Свядощ А.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982. 365.
  60. Смулевич А.Б. Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния. –М.: Медицина, 1987. –240 с.
  61. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Независимая фирма «Класс», 1977. -160 с.
  62. Справочник по физиотерапии (под ред. чл.корр. АМН СССР проф. А.Н.Обросова ) М.: Медицина, 1976. -343 с.
  63. Справочник детского психиатра и невропатолога /Под ред. проф. Л.А.Бухаловой. Киев: Здоров'я, 1985. -258с.
  64. Сумбаев И.С. К теории и практике психотерапии. Иркутск: Иркутский гос. мед. ин-т, Иркутск 1946. 184 с.с.93-126..
  65. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: МЕДГИЗ, 1959. -404 с.
  66. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. М.: Детская литература, 1989, 160с.
  67. Телешевская М.Э Наркопсихотерапия в рук-ве по психотерапии ( под ред. Рожнова В.Е.), М -1985г
  68. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368с.
  69. Физиология высшей нервной деятельности ребенка /Под ред. проф. З.И.Коларовой (Бирюковой). М.: Медицина, 1968. -235с.
  70. Форель А. Гипнотизм или внушение и психотерапия. Л.: 1928, 224с.
  71. Шевченко Ю.С. Психотерапия энуреза // в кн. Детская и подростковая психиатрия: Клинические лекции для профессионалов / под ред. Ю.С.Шевченко.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2011. – 928 с.
  72. Шерток Л. Гипноз. М.:-1992. -224 с.
  73. Шейдер Р. Гипноз //Психиатрия /Под ред. Р.И.Шайдера. Пер. с англ. –М.: Практика, 1908. С. 115-121.
  74. Шерток Леон. Гипноз. М.: Медицина, 1992. 224 с.
  75. Штангль Антон. Язык тела. М.: ЦНИЭИуголь, 1992.
  76. Erickson M.H. Advanced techniques of hipnosis and therapy. Selected papers of Milton H.Erickson. Ed. by Jay Haley New York - London, 1967. 220 p. Erickson M.H. Advanced techniques of hipnosis and therapy. Selected papers of Milton
  77. H. Erickson Ed. by Jay Haley NewYork - London, 1967.
  78. Gardner G.G. Childhood, death and human dignty: Hypnotherapy for David. Int J. Clin.exp.Hypnosis, 1976, 24, 122- 139.
  79. Gardner G.G., Olness K. Hypnosis and Hypnotherapy with children. N.Y., 1981.
  80. Fromm Erika. Significant developments in clinical hypnosis during the past 25 years /Clinical and Experimental Hypnosis, 1987, X, p.215-229.
  81. Preyper W. Die Seele des Kindes, 7, Aufc., 1905.
  82. Vogel W., Yong M., Primack W. A survey of physician use of treatment methods for functional enuresis. //J-Dev-Behav-Pediatr /1996 Apr.17 (2): 90-3..
  83. Wickramasekera J. Econcepts, data and predictions from the high risk model of threat perception. J. Nerv. Ment. Dis. 1995 Jan; 103 (1);