Авторский курс основан на более чем 18-летнем практическом опыте врача-психиатра высшей категории, к.м.н. Пичикова Алексея Александровича в области амбулаторного и стационарного лечения расстройств пищевого поведения и приема пищи. Основное отличие и достоинство курса, по сравнению с имеющимися в настоящее время, – это использование интегративного подхода к клинике, диагностике, лечению и профилактике расстройств пищевого поведения. Данные нарушения рассматриваются целостно, с учетом всех факторов генеза, при этом равное внимание уделяется как психологическим, так и биологическим/диетологическим подходам.
Благодаря этому курсу вы будете лучше ориентироваться в биологических, психологических и социальных механизмах формирования расстройств пищевого поведения, а также современных подходах к классификации данных нарушений. На курсе подробно будут рассмотрены клинические особенности нервной анорексии, нервной булимии, компульсивного переедания, избегающего/ограничительного расстройства приема пищи, пика, расстройства руминации/регургитации, расстройства пищевого поведения, связанного со сном, расстройства очищения, нервной орторексии, пищевой неофобии и дранкорексии.
В связи с тем, что расстройства пищевого поведения и приема пищи имеют разное течение в зависимости от возраста, пола, профессиональной принадлежности, коморбидной психической и соматической патологии, будет рассмотрено влияние этих факторов на проявления расстройства и предложены персонализированные подходы к терапии, подкрепляющиеся множеством практических примеров из практики. Это позволит сформировать обучающимся собственное видение проблем пищевого поведения у своих клиентов и их концептуализации на основе предоставленных данных и собственного практического опыта.
Поскольку в основе большинства расстройств пищевого поведения лежат нарушения образа тела или хотя бы неудовлетворенность своим телом, связанные с этим вопросы будут обсуждаться в отдельном модуле. Обучающиеся научатся диагностировать степень и выраженность нарушений (в том числе в рамках телесного дисморфического расстройства и бигорексии), а также научатся использовать терапевтические стратегии уменьшения неудовлетворенности телом и коррекции нарушений образа тела. Применение в практике терапии принятия и ответственности, концепции когнитивного диссонанса, а также актуализированных блоков, связанных с самооценкой и образом тела, в рамках когнитивно-поведенческой терапии позволит в значительной степени минимизировать проявления расстройств пищевого поведения и снизить вероятность рецидива. Понимание философии «бодипозитивности» и «бодинейтральности» поможет обучающимся в значительной степени улучшить контакт с клиентами, имеющими нарушения в области оценки своего тела, а также сформировать принимающую и доверительную среду для дальнейшего выздоровления и профилактики нарушений.